Наш семейный детский сад
Для нашего детского сада открытие нового структурного подразделения «Семейный детский сад» было взвешенным, обдуманным шагом. Внедрение новых форм дошкольного образования позволяет дошкольному учреждению перейти на качественно новую ступень в работе, дает возможность проявить педагогам творческий подход, инициативу в реализации актуальных задач современного дошкольного образования.
Семья, имеющая четырех детей, не посещающих детский сад (мама- Зозуля А.Н.,папа- ЗозуляМ.Ю.), захотела открыть семейный детский сад и обратилась к руководителю детского сада. В процедуре оформления всей необходимой документации очень помогли методические материалы, предоставленные Южным окружным отделом образования и методическим центром. Четко разработанная документация дала возможность сориентироваться в должностных обязанностях воспитателя семейного детского сада, составить циклограмму деятельности, режим работы группы. Кроме того, в нашем детском саду работают грамотные, творческие педагоги, которые имеют возможность помочь маме-воспитателю включиться в деятельность дошкольного учреждения.
Для составления социального паспорта семьи мы пошли в гости к детям- воспитанникам семейного детского сада. Дети охотно показали нам свою комнату, игрушки, стол для занятий. Во время чаепития мама рассказывала о том, во что дети любят играть, чем увлекаются, как проходит жизнь семьи в течение дня. В ходе дальнейшей работы, после беседы о том, какая помощь нужна в первую очередь, и анкетирования, был составлен план работы семейного детского сада на учебный год. В нем были предусмотрены консультации всех специалистов детского сада: старшего воспитателя, медицинской сестры, педагога - психолога, учителя - логопеда, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, оказание практической помощи.
Одной из важных задач была задача формирования педагогической компетенции у мамы-воспитателя, имеющей высшее экономическое образование. Методическая помощь требовалась практически по всем вопросам. Однако оказалось, что искреннее желание получить знания по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста буквально «творит чудеса». После окончания курсов повышения квалификации при МИОО мама-воспитатель настолько воодушевилась и получила такой творческий импульс, что очень скоро не только методически грамотно работала с детьми, но и представила свои достижения на окружных и городских мероприятиях. При этом мама-воспитатель не только самостоятельно работает с литературой, использует материалы сайта ОМЦ, но и получает разнообразные консультации, участвует в практикумах в детском саду.
Следует отметить важную роль сайта ОМЦ в организации дистанционного консультирования по различным вопросам. Раздел для семейных детских садов постоянно обновляется, пополняется материалами проведенных для воспитателей мероприятий, памятками, разработками по планированию, играми, тематическими консультациями. Конечно, мама-воспитатель не всегда имеет время посетить детский сад, чтобы взять нужную литературу или задать вопрос, но, благодаря сайту, она может быть в курсе самой актуальной информации, обмениваться опытом с коллегами.
Уверенное владение компьютером является одной из важных составляющих успешной деятельности воспитателя семейного детского сада: обмен необходимой документацией со старшим воспитателем, получение справочных материалов, возможность использовать информационное пространство различных образовательных сайтов, составление презентаций, обмен опытом, оформление отчетной документации. Все это делает работу динамичной, позволяет быстро вносить необходимые изменения, не чувствовать замкнутость домашнего пространства и экономить время.
Особая роль в работе с мамой-воспитателем и воспитанниками семейного детского сада принадлежит педагогу-психологу. Работа педагога-психолога в группе семейного детского сада осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с мамой-воспитателем и с детьми. Необходимость осуществления совместной деятельности педагога-психолога и мамы-воспитателя в работе с детьми группы обуславливается следующими причинами:
1. Разный возраст детей.
2. Проблемы социальной адаптации детей в группе сверстников (ярко проявляются у детей, когда они попадают в новый коллектив сверстников на прогулке, в процессе детской деятельности, на праздниках ).
3. Проблемы личностного развития (чрезмерно завышенная самооценка, которая мешает адекватному восприятию сверстников в группе; повышенный уровень тревожности, связанный со страхами или с неадекватным восприятием различных ситуаций общения со сверстниками и взрослыми, трудности в развитии коммуникативных навыков).
4. Повышение педагогической компетенции мамы-воспитателя в вопросах воспитания и развития детей разного возраста.
Для решения данных проблем используются различные формы и методы работы.
1. Разный возраст детей в группе.
В связи с разным возрастом детей в группе развивающая работа проводится как групповая, так и по подгруппам (в зависимости от выбранных игр). Дидактические игры, настольно-печатные игры можно использовать коллективно. Игровые задания и упражнения по карточкам подбираются в соответствии с возрастом.
2. Проблемы социальной адаптации детей в группе сверстников.
Решение проблемы идет по двум направлениям:
1). Обучение детей способам решения различных ситуаций общения в игровой деятельности, социализация детей группы в коллективе сверстников.
Цель: организация игр, способствующих развитию восприятия и эмоционально-волевой сферы, осознанию детьми защитных реакций, последствий поступков, формированию социально-корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в д/с, в школе, профилактике нарушенного поведения детей и охране их психологического здоровья.
2). Организация консультационной работы с мамой-воспитателем по результатам наблюдений за поведением детей в процессе организованной и неорганизованной игровой деятельности в группе, по запросу мамы-воспитателя.
Темы консультационной работы могут быть следующими:
«Социализация ребенка в условиях группы сверстников»,
«Профилактика негативных проявлений у детей, формирование конструктивных взаимоотношений»,
«Капризы и упрямство»,
«Развитие коммуникативных навыков детей, навыков взаимодействия и саморегуляции»,
«Проблемы адаптации ребенка к новому коллективу сверстников и способы их решения»,
«Индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста» и др.
3. Проблемы личностного развития.
Решение проблемы проводится в несколько этапов:
1). Проводится диагностическая работа по запросу мамы-воспитателя группы, по результатам проведенных наблюдений.
Используются следующие диагностические методики:
«Оценка состояния ребенка в группе» (Цель: наблюдение за поведением ребенка в группе);
«Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка» (Цель: первичная скрининговая диагностика эмоционально-личностной сферы детей. Проводится в совместной работе воспитателя группы и педагога-психолога);
«Изучение особенностей психического развития детей на разных возрастных этапах»;
«Лесенка» (Цель: определение самооценки ребенка и ожидаемой оценки ребенка от взрослого);
«Беседа по определению уровня тревожности» Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
«Секрет» Репина Т.А. (Цель: развитие коммуникативной сферы);
«Два дома» (Цель: выявление особенностей взаимоотношений в группе).
2). По результатам диагностики организуется консультационная работа с мамой-воспитателем группы.
3). Используются игры, направленные на развитие психической и эмоциональной сферы детей и снижение уровня тревожности.
4. Повышение педагогической компетенции мамы-воспитателя в вопросах воспитания и развития детей разного возраста.
Для мамы-воспитателя организуются и проводятся консультации, семинары-практикумы совместно с детьми группы с целью обучения мамы методам и приемам конструктивного взаимодействия, разнообразным видам совместной деятельности.
В работе психолога предусматривается индивидуальное сопровождение ребенка в различных видах деятельности, формирование у него веры в свои силы, повышение самооценки, социализации в детском коллективе. С этой целью дети группы семейного детского сада приходят в детский сад для того, чтобы иметь возможность пообщаться с другими детьми. Мы стараемся с такими детьми вести себя максимально ласково, постоянно подбадривать, настраивать на успех, с помощью игр и игровых упражнений отвлекать от переживаний.
Результатом совместной работы педагога-психолога с мамой-воспитателем и детьми структурного подразделения «Семейный детский сад является:
-создание стабильной эмоционально-комфортной атмосферы для детей в группе;
-хорошее настроение детей, их работоспособность;
-желание посещать детский сад и общаться со сверстниками;
-повышение самооценки детей, уверенности при общении с другими детьми, развитие умения договариваться, регулировать свое поведение;
- разработка совместных форм и методов работы с мамой-воспитателем по выявленным
Это немного повторяет сказанное выше, как сделать лучше?Н.В.
В процессе работы с семейным детским садом выявилась проблема: социализация детей из многодетной семьи. В её успешном осуществлении большую роль играет то, что дети из семейного детского сада посещают занятия в детском саду, участвуют во всех праздниках, досугах. Воспитанники нашего семейного детского сада регулярно приходят в разновозрастную группу кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь», которую посещают дети от 3-х до 7 лет. В группе кратковременного пребывания детям из многодетной семьи в чем-то более комфортно, чем в массовой группе: мама может привести сразу нескольких детей - здесь такой же разновозрастной коллектив, как и дома, можно найти друга близкого по возрасту, программа, методики ориентированы именно на детей разного возраста с индивидуальной степенью освоения материала.
Дети из многодетной семьи часто бывают очень замкнуты друг на друге и с трудом включаются в общение с другими детьми. Действительно, сначала дети играли, садились рядом, вставали в пару только друг с другом. Понадобилось довольно много времени, чтобы у них появились друзья, свои интересы, чтобы им стало комфортно с детьми не из их семьи. В этом нам очень помогли разнообразные игры: хороводные, пальчиковые, дидактические, участие в различных видах деятельности, в том числе и образовательной. Именно в игре развиваются важнейшие социальные навыки: устанавливаются контакты с детьми, развиваются коммуникативные умения. В процессе образовательной деятельности дети из семейного детского сада могут сравнить свои достижения с успехами других детей, получить помощь, проявить себя с положительной стороны, благодаря чему у них повышается самооценка, и, кроме того, они активно взаимодействуют с детьми из группы кратковременного пребывания. Участие воспитанников семейного детского сада в различных праздниках в составе группы кратковременного пребывания также явилось важным шагом в установлении контактов с другими детьми.
Для меня, старшего воспитателя детского сада сотрудничество с семейными детскими садами очень интересно, потому что с одной стороны - это новая форма работы, в которой все только начинает оформляться и можно многое придумать, попробовать, а с другой – всегда хочется помочь тем, решил посвятить себя воспитанию детей, сделать для них работу воспитателя интересной, творческой, помочь освоить эту чудесную и такую непростую профессию. Конечно, всегда??? работать с заинтересованными людьми, сделавшими осознанный выбор. Мамы- воспитатели очень ответственные, старательные. Они активно изучают методическую литературу, приходят на консультации, семинары.
С 2010 года детский сад участвует в ресурсном взаимодействии по реализации пилотного проекта раннего воспитания и образования детей «Московское образование : от младенчества до школы» по направлению:
«Детский сад- открытая система»- создание сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений в целях развития семейных детских садов и других новых форм дошкольного образования;
В детском саду ведется работа по модели: «Семейный детский сад – многодетная семья»
Сотрудничество с городским ресурсным центром значительно расширило представления о возможностях семейных детских садов, помогло сделать работу более интересной, целенаправленной. Участие в проектной деятельности позволило воспитателю по- новому взглянуть на известные темы, решать их интегрированно с другими видами деятельности, привлечь к активной работе над проектом всех членов семьи.
Вот что рассказывает о своей работе мама-воспитатель семейного детского сада Зозуля А.Н.
«О семейных детских садах мне рассказали знакомые. Сначала я испугалась, что не справлюсь, к тому же не хотелось превращать домашнюю обстановку во что-то официальное. И все-таки обстоятельства заставили меня открыть семейный сад. Я не ожидала, что это так здорово: и маме удобно, и детям интересно. Конечно, были затруднения, как в любом новом деле, но была и помощь – мне повезло с сотрудниками нашего детского сада, все относятся к нам очень доброжелательно, всегда готовы что-то объяснить. Наталья Владимировна довольно мягко ввела меня в планирование, его я даже испугаться не успела. Постепенно программа стала укладываться в голове, и, оказалось, что не так уж серьезно надо менять свою жизнь, чтобы проводить занятия по плану. Ведь важно не само по себе занятие, а приобретаемые с его помощью знания и умения. Можно, например, считать цветные квадратики, а можно и кружочки морковки, нарезанные для борща. И обед готовится, и математика проводится.
В первый год нашего существования как семейного детского сада я посещала курсы при МИОО. Так сложилось, что в этот день на неделе у мужа всегда был выходным, было с кем оставить детишек. Было не только интересно послушать о работе воспитателя, но и пообщаться с другими родителями-воспитателями. А самыми интересными занятиями для меня оказались занятия по изодеятельности и конструированию. Я открыла для себя и продолжаю открывать с помощью нашего старшего воспитателя новые приемы работы с красками, пластилином, хоть этому учат детей еще в детском саду. Некоторые приемы мы с детьми использовали при создании коллективной работы – картины « У природы нет плохой погоды», мы участвовали в конкурсе рисунков воспитанников семейных детских садов «Гордимся своей семьей».
О проектах - отдельный разговор. Не стоит пугаться этого громкого названия – «проект». Все не так сложно, если это всем интересно. Идея домашнего театра или составление своей родословной мне и раньше приходила в голову, но, чтобы начать что-то делать, необходим был толчок извне. Начать – это всегда самое сложное, а дальше уже разгорается интерес. Проект вещь интересная, потому что здесь огромный простор для фантазии, могут участвовать все члены семьи, а ведь ничто так не сближает людей, как общее дело. Для меня и старших детей это еще и время отдыха. Да, да, не смейтесь, самого настоящего отдыха. Мой школьный учитель говорил, что отдых – это перемена занятия, так вот такая творческая деятельность дает возможность переключиться с повседневных забот, разных мелких проблем на творческий процесс. А готовый результат дает массу положительных эмоций.
Вообще нам нравится всем вместе что-то мастерить, придумывать не только в рамках проектов и занятий. Нравится собираться за одним большим столом. И очень важно, чтобы дети почувствовали радость от того, что делают сами, своими руками, чтобы они росли не потребителями, а созидателями.
В 2010\2011 гг. мы участвовали в двух проектах: «Родословная моей семьи» и «Семейный театр». Очень интересно было составлять и рисовать семейный герб, для детей в этом было даже что-то сказочное, они чувствовали себя королями и королевами. Для меня было важно приобщить детей к семейным традициям, пробудить у них интереса к истории своего рода, семьи, страны, сплочение семьи. Дети научились понимать самоценность семьи, получили знания по истории своей семьи, страны, общие представления о геральдике, о родственных отношениях, освоили новые виды деятельности (составление герба).
Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношения в семье, обогатила содержание совместной деятельности, расширила круг интересов членов семьи, пополнила знания детей по теме, активизировала речь и продуктивную деятельность детей, расширила мои представления как мамы-воспитателя о методе проектной деятельности, использовании его в различных видах работы.
Проект «Семейный театр» для нас был ценен тем, что он способствует возрождению традиций домашнего театра, приобщению детей к театральной деятельности, развитию творческих, коммуникативных способностей, обогащению впечатлений детей, расширению кругозора, сплочению семьи, освоению новых форм деятельности.
Для домашнего театра мы делали кукол по принципу народных кукол-закруток. Ребята познакомились с народной игрушкой и сделали симпатичных деда, бабу, внучку и зайчика. Результатом проекта стали не только разыгранные детьми сказки, но и видео-презентация, которую семейный детский сад представил на семинаре «Взаимодействие педагогов ГОУ и воспитателя СДС в реализации программы «Семь-Я»» 29 апреля 2011 года.
Что дает детям семейный детский сад? Возможность быть с мамой, не разлучаться с братьями и сестрами и одновременно с этим узнавать что-то новое. Расширяется круг общения: наши дети ходят на занятия по музыке и физкультуре в группу кратковременного пребывания, остаются там и просто поиграть, у них уже появились друзья. И, конечно, они очень любят праздничные концерты-представления, в которых сами участвуют.
Никогда не думала раньше, что буду воспитателем. В детстве хотела быть учителем, даже хотела поступить в педагогический после школы, но испугалась, что не поступлю, пошла сдавать экзамены на экономический. Сейчас, можно сказать, частично исполнилась моя детская мечта. Заниматься с детьми интересно, радостно, а тем более со своими. Конечно, мамы и так занимаются с детьми: и рисуют, и играют, и книжки читают. Но в семейном детском саду все-таки чувствуешь себя по-новому, появляется новый организующий момент. Времени (свободного) становится меньше, но его и так вечно не хватает. Зато жизнь становится более насыщенной и интересной».
В настоящее время в семье Зозуля А.Н.уже шестеро детей, причем, несмотря на рождение пятого и шестого малыша, мама не уходила в декретный отпуск, а продолжала активно выполнять свои обязанности воспитателя, участвовать в методических мероприятиях округа. Презентация опыта работы семьи по художественному труду проводилась за десять дней до рождения шестого малыша и вызвала большой интерес у коллег-воспитателей семейных детских садов и педагогов детского сада.
Старший воспитатель ГБОУ детского сада № 1368 Теселкина Н.В.